Регистрация  Забыли пароль?

Пеший поход на Алтай (12ый день)

12 походный день
11.08.12.

В наш последний походный день мы стали около 08:00, вышли в 10:00. Дошли до слияния Крепкой и Мульты. По пути нам попался небольшой мостик через Крепкую. Мостик был на вид не очень надёжным. А так как впереди была грунтовка, по которой ездят машины с туристами, Андрей предположил, что там есть хороший мост, поэтому решили дойти до него.
С предположением о наличии моста для машин вышла явная осечка. Моста на грунтовке не оказалось, так как речка там была не очень глубокой, а ездили грузовики, для которых переехать эту речку не составляло больших проблем.
Для нас же переправа была не такой простой, как для грузовиков. Речка была, конечно, не очень глубокой, но достаточно широкой. В одном месте можно было пройти по камням, все, кроме Маши, решили не переобуваться. Маша решила, что не сможет перейти, не замочив ботинок, поэтому сразу переобулась в сандалии. Она взяла в левую руку ледоруб, ботинки шнурками связала между собой и повесила на шею, и пошла «гулять» по воде.

Брод через реку Мульта

Попутно Маша помогала Насте и Дине перескакивать с камня на камень, подовая им руку. После такой переправы Андрей растёр ей ноги. И только Маша сунула их в тёплые ботинки, как выяснилось, что дальше есть ещё река, она шире и через неё можно переходить только в сандалиях. На этот раз переобулись все. Перешли речку и оказались на грунтовке. Так как был дождь, грунтовку развезло от грязи. Сначала мы шли вверх, где можно обходя грязь, по пути нам встречались люди. Среди них были и те, кто шёл пешком, и те, кто ехал на лошадях, а даже, те, кто ехал на грузовиках. Ещё несколько раз бродили речки, но уже не переобуваясь, так как можно было перейти либо по бревнам, либо по камням.
Шли мы среди деревьев, но не долго, потом выбрались на открытое место. Леша связался с Кириллом, выяснилось, что у них всё хорошо, и они тоже на подходе к Маральнику.  Встали на обед у заброшенной деревни, а точнее у забора и остатков одного из домов. Справа от нас текла Мульта, из неё мы и брали воду на обед. После обеда нас опять ждали переправа через ручей по мостику и небольшой подъём. По пути попадались заборы (наверное, загоны). Подниматься пришлось совсем не долго, потом спуск.

По дороге к Маральнику

Шли вниз достаточно быстро, Маша с Диной иногда притормаживали, чтобы поесть малину. По пути стали встречаться коровы. А позже нам навстречу попалась женщина, Андрей спросил у неё, «далеко ли нам до Маральника?». Она ответила, что поднимается час, значит, спускаться и того меньше осталось.

Последний взгляд на Алтай

Наконец-то группа вышла к Маральнику, по пути узнали, где находится магазин и направились к мосту через Мульту, а потом к столику и скамеечкам, от которых мы и начинали свой поход. Решили, что скинем вещи там и выйдем к мосту встречать остальные группы. Поворот был возле таблички, на которой было написано «Свалка». Сразу вспомнилось, что вначале мы почему-то до этого поворота не дошли, а поломились прямо через кусты.
Подходя ближе к месту предполагаемой стоянки, мы увидели людей. Сначала в бородатом мужчине мы не признали Данилу, который нас заметил и помахал рукой. Пока мы их окончательно не признали, подходили как-то медленно. А когда признали, дело пошло быстрее. Началось счастливое приветствие. Правда Саши и Жени сначала не было –  они ушли в магазин. Потом Дина и Настя пошли стирать, Маша немного погодя последовала их примеру. Маша стала первой, кто встретил группу Кирилла, они хотели выйти на мост и связаться с нами, но необходимость связываться по рации отпала.
Началась бурная деятельность приветствия, обмен впечатлениями. Обед и постановка лагеря. Коля решил продемонстрировать удочку, найденную Лёшей, остальным группам. Он взял её и со словами: «Смотрите, что сейчас покажу!» тряхнул… В идеале она должна была плавно выехать и из коротенькой палочки превратиться в длинную удочку, но Коля взял её не за тот конец, и она вылетела, на половину разложившись, а у Коли в руках остался только колпачок. Это вызвало бурю смеха, особенно со стороны нашей группы.
Чуть позже разожгли костёр, но долго у него посидеть не удалось, потому что начался дождик и все потихоньку разбрелись по палаткам. Потом понаехало много туристов – они встали там же где и наши три группы. С утра мы решили встать в 05:00 и не завтракать. Автобус должен был подойти в 06:00

Дорога домой.
Встали мы где-то в 04:30.
Мы собрались и первыми отправились к мосту, куда должен был подъехать автобус. В итоге, автобус опоздал минут на 20.
Ехали мы сначала на автобусе до Барнаула, часов 11, потом от Барнаула до Новосибирска, на этот раз в плацкартном вагоне. А потом 1,5 суток до Казани. В Казани переехали от вокзала, где сошли, до центрального Казанского, сдали вещи в камеру хранения и пошли гулять. Около кремля мы разделились, наша группа пошла на улицу Баумана, а остальные в кремль.
С Баумана мы свернули на улицу Астрономическую, зашли в кафе Beer House. Очень гостеприимное уютное заведение (всем рекомендуем!). Посидели отлично, потом снова вышли на ул. Баумана и встретились с остальными группами. Дружной гурьбой, состоящей из 17 человек, мы отправились на вокзал. А оттуда поехали в Нижний Новгород – домой. Прибыли мы в 06:48. Нас встретили хлебом и солью, за что всем встречающим отдельное спасибо!

Вот так и закончился наш удивительный поход в страну скалистых гор, молочных озер, бурных рек, густых лесов. Мы надеемся, что наши следующие походы будут не менее удачными и богатыми приятными впечатлениями. Спасибо тебе, Алтай! До новых встреч!

Группа прощается в горами

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (11ый день)

11-й походный день
10.08.12.

Наутро (около 09:00) мы делились впечатлениями о грозе.
Опять начался дождь. Мы не торопились выходить, потому что тропа была уже найдена и по времени мы успевали, поэтому провалялись в палатках до самого обеда. После обеда, который был в 15:30, мы начали свой спуск до слияния рек Крепкая и Мульта.
Андрей нёсся, словно убегая от погони, Коля за ним. Маша шла третьей, пытаясь угнаться за Колей и Андреем. В основном получалось так: Коля, проходя мимо веток, кричал «ветка», а мне до этой ветки ещё метра 4 идти. Веселее было, когда у тебя получалось нагонять впередиидущего – крик «ветка!» был просто констатацией того, что тебе сейчас прилетит веткой по лбу.
Итак, мы шли вниз по тропе по правому берегу реки Крепкой, вытекающей из Нижнего Крепкого озера. Периодически накрапывал дождь. На пути нам частенько встречался курумник. Хорошо, что по нему мы шли уже практически без наклона вниз, потому что он был мокрым. Тропу из виду мы уже не теряли. Во время пути, мы делали остановки минут на 5, во время полдника на 15, где-то каждые 1,5 – 2 часа. Иногда немного набирали высоту, чтобы обойти буреломы или болота.
Ближе к концу пути началась берёзка, но через неё вела хорошо протоптанная тропа, так что проблем с переходом не было. Потом тропинка завела нас в лес. На последнем привале, выяснилось, что Коля во время бега, как и все, думал «Куда так быстро несётся Андрей, и как бы его притормозить?!», хотя всем казалось, что Коля несётся с не меньшим энтузиазмом.
На стоянку для ночлега в этот день встали как-то резко. Андрей бы бежал и дальше, если бы нам по пути не встретилось хорошее ровное место, около речки, оно было с костровищем. Настя, быстро скинув рюкзак, озвучила желание большинства: «Встаём здесь!» Я, признаться, сначала подумала, что она шутит, ведь до места слияния Крепкой и Мульты оставалось совсем не много. Но было уже 20:30, темнело быстро, да ещё неизвестно когда бы мы нашли ещё одно хорошее место для стоянки. Итак, мы встали на ночёвку, поужинали, легли спать.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (10ый день)

10-й походный день
09.08.12.

Проснулись в 07:00. И хорошо, что проснулись позже, потому, что где-то в 08:30 пошёл дождик, но он был не долгим (видимо, дар Алтаю в виде пенки сработал – это мы потом не раз вспоминали). Вот если бы подъём был в 05:00, то дождик застал бы нас уже в пути, а так переждали его в палатках.
Как только погода начала проясняться, мы быстро собрались и двинулись в путь. Вышли покорять перевал в 09:10 (разумеется, надев предварительно каски). Сначала прошли через расщелину в «цирк». Потом пресекли цирк, перепрыгивая по камням ручьи и болота.

Леша перед перевалом Детский

Перед нами было три примерно одинаковых по виду и сложности перевала, но мы не знали, какой из них Детский. Андрей определил это по фотографиям, которые он предусмотрительно взял с собой.

На перевальный взлёт взбирались по курумнику. В солнечный теплый день одно удовольствие прыгать по сухим камням. У Насти уже несколько дней болели колени при нагрузке (особенно на спусках по курумнику), поэтому Маша, как медик, перевязала ей колени эластичным бинтом.

Группа на предперевальном взлете

Последние метры почти всем пришлось подниматься с верёвкой. Лёша и Коля преодолели эти последние метры без верёвки (почти по гладкой скале!). Пока они закрепляли веревку наверху, остальные надели системы, печатки, закрепили ледорубы, чтобы не мешались при подъеме. Лезли в таком порядке – Настя, Маша, Дина, Андрей. Подъем совершали по веревке с обмоточным узлом.

Последние метры поъема на перевал Детский

Пока все поднимались, Коля играл на гитаре. Отвлекался он на то, чтобы помочь девушкам преодолеть  последние шаги подъёма за руку.

Коля на перевале Детский

Кстати, на Детском мы окрыли кокос, подаренный группой Гоши Грязева. Настя сначала проткнула в кокосе три дырки, нацедила молока (а точнее молочной бражки) в кружку, потом разделила мякоть на равные части. Первыми отведали бражки те, кто уже был наверху: Лёша, Коля, Настя и Маша. А потом система была такая: взобрался на перевал - получи глоток молочного алкоголя. Последний участник был на перевале в 12:50.
На перевале обнаружилась записка от московской группы, проходившей здесь 30 июля. Мы в свою очередь тоже оставили записку, Лёша положил её в скорлупу кокоса и прикрыл камнями для прочности.

Вид с перевала Детский

Напротив был перевал Перевальный, а под нами спуск по курумнику (часть курумника лежала на леднике) и Верхнее Крепкое озеро. Спуск сначала совершался по сыпухе – по ней мы съезжали, словно сноубордисты. Тропы, как во время спуска по Куйгуку, не было. После сыпухи начался курумник, прятавший под собой ледник. По леднику идти было опасно (он мог обрушиться под нашим весом), поэтому мы его обошли. Ближе к озеру спуск становился более пологи.
Спустившись к небольшому озеру в 15:10, мы сделали перерыв и пообедали. Справа и слева от озера возвышались горы со склонами, покрытыми в основном курумником. Сначала думали, как лучше обойти озеро слева или справа. Когда слева с гор периодически начали падать камни, вопрос отпал сам собой. Итак, мы двинулись по правому берегу озера. Вскоре, после непродолжительного траверса по курумнику наверх по склону, мы увидели табличку, посвященную трем туристам, погибшем в 1980-м году под этим перевалом от ботулизма.
С этого места уже было видно большое Нижнее Крепкое озеро. До этого его закрывал склон горы, которая возвышалась справа по склону которой мы траверсировали. Обогнув гору после таблички, мы повернули направо и начали траверсировать вниз к Нижнему Крепкому озеру.
Итак, до самого вечера мы спускались до озера. Один раз воспользовались верёвкой во время спуска по огромному гладкому камню, который было не обойти. Лёша и Коля закрепили верёвку сверху, остальные спустились по ней.
По дороге Лёша нашел пластиковую удочку, которая раскладывалась по типу подзорной трубы. Это был ещё один из подарков Алтая в качестве возмещения потерянной пенки. Вторым подарком стала кухонная лопатка для переворачивания, которую нашел Андрей. Точнее это был уже третий подарок. Первый и самый главный был в том, что пока мы поднимались и спускались, почти не было дождя. Правда, после обеда небо начало хмуриться, но и тогда дело обошлось всего лишь несколькими каплями. Горы буквально пропустили нас через перевал!
И вот, наконец, 19:15 – группа преодолела курумник, и нашла тропу, которая привела на стоянку почти около Нижнего Крепкого озера. Стоянка была ровная, с костровищем и с бревнами, уложенными вокруг него, а над ним, опять же, из брёвен было сооружено что-то в виде пирамиды.

Озеро Крепкое

Рядом с нами стояли ещё люди, у них Коля взял несколько сигарет, его счастью не было предела. Мы с Диной радовались возможности напиться воды, Лёша с Настей проводили фотосъёмку озера, Андрей остался отдыхать в лагере, а заодно и смотреть за вещами. После того как всё вернулись в лагерь, наступила пора раскладывать вещи и ужинать.
Ночью разразилась гроза. Гром и молния слились в одно целое. Казалось ещё чуть-чуть и на нас упадёт небо. Либо гром обрушит на палатки лавину камней, либо молния подожжет высокие деревья рядом. Гроза в горах – это самое страшное и в тоже время, запоминающееся и невообразимое зрелище. Молния слепит даже закрытые глаза, гром оглушает, земля дрожит, ветер рвет палатку на части, ливень заливает все вокруг, бьет по палатке, пытаясь пробить ее и достать укрывшихся там путников. Гроза в горах – это то неповторимое явление природы, которое каждый турист должен испытать на себе!

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (9ый день)

9-й походный день
08.08.12

В этот день мы встали где-то в 07:30, вышли в 09:30. Сначала по мостику перешли речку Поперечная. Потом пошли по тропе и снова камни, корни. В одном месте Андрей решил сходить на разведку поближе к реке Мульте (вдоль которой мы шли; она находилась справа от нас), чтобы посмотреть, можно ли там переправиться. Оказалось, переправиться, в принципе, было можно, но не удобно, около реки было всё заболоченно, да и через реку никакого моста не было. Решили идти дальше.
По пути нам встретились мужчина и женщина – они сказали, что мы нацелились не на тот перевал. Детский мы уже прошли, тот перевал, куда мы направлялись по категорийности выше, да и камнепады там часто. Настя сказала: «Эх, а мы уже нацелились на тот перевал,… ночевки распланировали!» Ещё мужчина сказал, что даже на Детский перевал не у всех забраться получается. «В этом году уже две группы вернулись, так и не покорив этот перевал» - сказал он.  Это нас озадачило...

Пришлось немного вернуться, все вместе мы свернули с тропы к реке (теперь налево от тропы), ещё раз убедились, что там заболочено и моста нет. Решили поискать что-нибудь получше – снова вышли на тропу вернулись ещё чуть-чуть и снова подошли к реке. Там ситуация оказалась лучше. Во-первых, тропа подвела нас прямо к реке, а во-вторых, там был, в некотором роде, мост. «В некотором роде» -  потому, что это были большие камни с накиданными между ними ветками и брёвнами. Парни перенесли все рюкзаки, а девушки перешли налегке. Перешли «мост» довольно быстро. Дальше нас ждал подъем наверх.

Мост через реку Мульта

Но тут вышел маленький промах. По маршруту мы должны были пересечь р. Мульту, и оказаться слева от ручья. А потом уже двигаться к ручью, то есть направо по склону. Однако на самом деле, мы пересекли Мульту и оказались справа от ручья, а так как думали, что идём ровно по маршруту, то пошли направо, удаляясь от него. Продираясь через ветки вверх, отчетливой тропы мы не видели (хотя по отчетам она должна была быть). А соответственно заподозрили что-то неладное. В любом случае было решено набирать высоту, а потом разбираться что к чему. Поднимались мы, продираясь через заросли, и периодически пересекая курумник. Ветки цеплялись за рюкзаки и пенки, на давая возможности идти вперед. Коле (у которого к рюкзаку была привязана гитара) надоело это до такой степени, что он с яростным ревом и остервенением шел «напролом», ломая сухие ветки. За ним остальным участникам похода идти было значительно легче.
После разведок Лёши, Коли и Андрея, выяснилось, что идти надо налево вверх. Теперь уже шли в основном по курумнику. Периодически срывали черную смородину, растущую между камнями. Не ели и не пили мы с самого утра, поэтому хотелось быстрее добраться до воды и сделать там полдник. Для этого пришлось сначала идти вверх по курумнику, потом по нему же чуть сбросить высоту (так как сверху стало ясно, куда и как лучше двигаться), пройти немного через заросли. И наконец-то… долгожданный ручей, он стекал по склону под камнями.  Некоторое время Андрей искал место, где бы лучше устроиться. После долгого времени без воды было тяжко смотреть, как она течет прямо под ногами и не иметь возможности её пить. Но вот настал долгожданный момент, мы сели на полдник (в 16:30). Приятно было устроиться на камушке и пить сколько душе угодно.

До озера Детского оставалось всего 50 метром вверх. Встал вопрос: оставаться ночевать у Детского озера или набрать ещё высоты, по курумнику до платформы, находящейся ближе к перевалу. Начался спор. Аргумент в пользу первого варианта – идти осталось совсем немного и, если пойдёт дождь, можно будет вернуться обратно – вниз к Мульте. А вот если подниматься на платформу (это 300 м по курумнику), то обратно при дожде уже не вернуться – спускаться по мокрому курумнику очень опасно. К тому же, дело было к вечеру, и мы рисковали вообще не успеть подняться на 300 м до темноты. Андрей запугал Машу и Дину камнепадами и отсутствием места под палатку на платформе. Настя, тем не менее, настаивала подняться до нее, чтобы перед покорением перевала потратить намного меньше сил и времени.
Так ничего и не решив, группа поднялась до Детского озера. Там встретили мужчину. У него была палатка ровно на одного человека. Он рассказал нам, что покорял перевал Детский с детьми, у них это получилось примерно за час. Заверил, что камнепадов не слышал. Наш руководитель принял волевое решение и сказал, что мы преодолеем 300 м до платформы до темноты! У нас было в запасе не больше 2 часов…
Сразу после Детского озера начался крутой подъём по тропе. Потом мы свернули направо на курумник. Здесь нужно было траверсировать склон, набирая высоту. Нас подгоняло солнце, уходящее за горные хребты. Но все участники уже ловко прыгали по камням (даже новички), благодаря чему спустя два часа от начала подъема группа добралась до первой ступени платформы.

Подъем от озера Детское

Только в этот момент Лёша заметил отсутствие своей дорогой пенки, любовно. До всех дошло, что она потерялась где-то на курумнике – найти её было уже невозможно. Мы расхохотались, но это было скорее от безысходности. Леша очень расстроился, но друзья заверили его, что пенка стала даром Алтаю за удачное прохождение перевала Детский.
Вид, с платформы открывался потрясающий! Напротив нас возвышались скалистые хребты, лучи заходящего солнце касались лишь их вершин, а внизу как на ладони – Детское озеро.
Справа от платформы в Детское озеро падал водопад, но до него было неудобно и далеко добираться. Коля пришёл на место стоянки первым и пошёл посмотреть, есть ли поблизости вода. Рядом её не оказалось. Маша, Настя и Дина, придя на место, поели черники, которая росла в изобилие. Потом Лёша Коля и Андрей отправились искать воду. Они прошли через расщелину между скалами, находящимися чуть выше места стоянки. За расщелиной в «цирке» перед перевалом были лужицы и озерцо. Так как до лужицы было ближе, взяли воду из неё. Ходили за водой в тот вечер два раза, 1-й - для ужина, 2-й - для завтрака. Пока мужчины ходили за водой в 1-й раз девушки приготовили всё для ужина.

Стоянка перед взятием перевала

После того как поели, все забрались в большую палатку пить чай. Дина устроила пир из вкусняшек (печенье, конфеты, шоколад). Открыли очередные подарок, это были конфетки «Прохлада» от группы Вани Кондратьева (очень вкусные – спасибо!), немного попели и легли спать. Решили встать в 05:00.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (8ой день)

8-й походный день
07.08.12

День этот начался часов с 08:00, как обычно мы встали, позавтракали, начали собираться. Утро было пасмурным – пришлось ждать, пока подсохнут палатки, которые мы переворачивали днищами наверх (предварительно освободив их от вещей, разумеется). Вышли на маршрут спустя 2 часа, когда погода наладилась и выглянуло солнце.
В соответствии с намеченным маршрутом группа должна была за один день дойти до озера Поперечное и обратно к стоянке, за другой – до озера Верхнемультинское. В этот день решено было дойти до Поперечного.

От места ночевки прошли по тропе, которая вела нас ещё где-то километр к 4-ой облагороженной стоянке. Она находилась непосредственно перед заповедником. На стоянке имелось место под костер, деревянные навесы, похожие на веранды, для постановки палаток. Там уже поставили свои палатки двое мужчины или другие группы, уже ушедшие в заповедник. Мужчины подсказали нам, что к Поперечному озеру (с которого мы решили начать) от стоянки нужно идти вверх налево, километра три вдоль речки Поперечная.
Три километра – кажется немного. Но это абсолютно не так, если учитывать характер местности. Для нас, в принципе ничего нового не было, всё те же корни, камни, кое-где болота, спуски, подъёмы. Андрей показал на перевал Детский, через который мы должны были идти в последующие дни (оказалось впоследствии, что это был вовсе не он, но вид был, как всегда, потрясающим).
Где-то на середине пути мы проходили большой водопад. Возле водопада была пара крутых подъёмов по корням и камням. Сам водопад был, конечно, прекрасен. Вода шумно спускалась вниз, при этом сверкала на солнце, брызги от неё летели во все стороны.

Настя на водопаде

После этих подъёмчиков стало появляться больше болотистых мест. Привалы мы делали где-то раз в час по 5 - 10 минут.
К 13:00 мы добрались до Поперечного озера. Мы вышли на пригорок, с которого открывался шикарный вид. Прямо по курсу к горам тянулся курумник, росли кедры. Озеро было правее и ниже нас. Вода в нем, как и в Акчане, и в Куйгуке, была бирюзовой, солнце щедро дарило ей свои лучи, а она отвечала приветливым блеском. За озером возвышались огромные скалистые горы со снежниками, с которых в озеро стекали водопады.
На пригорке мы пообедали. Во время обеда опять вспомнили о том, что Кирилл так и не вышел на связь, хотя было уже пора, так как мы находились в одной долине. Отсутствие связи вызывало некоторое беспокойство.
Решили устроить фото-сессию группы на фоне озера и могущих снежных вершин. Сначала фотографировал Лёша. Получился мини слайд фильм с таким сюжетом: Андрей слегка пристаёт к Насте, за это получает пощёчину, Коля, защищая Настю, налетает на Андрея с камнем. Потом Андрей отбирает камень и победно держит его у себя над головой.
После этого Лёша включил режим задержки спуска, установил фотоаппарат на курумник и сфотографировался с нами несколько раз. Забавно наблюдать, как счастливый руководитель в расшнуренных треках бежит по курумнику, растопырив ноги (видимо, чтобы треки не слетели), чтобы успеть попасть в кадр.

Групповое фото

Уложив рюкзаки, мы двинулись в обратный путь, решив, что на Верхнемультинское не пойдём, потому что, во-первых, устали, а, во-вторых, там почти такой же вид, как и на Поперечном. Добрались без приключений. Обратный путь занял меньше времени. Пришли к месту стоянки где-то в 16:00. Поставили палатки мы чуть ниже стоянки, ближе к реке Поперечной.

Горы в лесах

Лёша и Настя легли отдыхать. А Коля, Андрей, Дина и Маша взялись за приготовление пержеников (маленькие лепёшки из теста с добавлением водки).
Вечером, в 20:00 Кирилл наконец-то вышел на связь. Выяснилось, что с начала похода в его группе заболели Ира и Толик, и группе не удалось пройти ни одного перевала. В тот момент они стояли на Нижнемультинском озере. Жаль, конечно, что Ира и Толик болели, но мы обрадовались, что связь появилась и теперь мы знаем, что у Кирилла всё хорошо.
Спать легли около 23:00.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (7ой день)

7ой походный день
6.08.12

Поднялись мы в это утро в 07:40, вышли в 09:40. Начали спуск от озера Куйгук вдоль одноименной с озером речки.  Пятиминутные привалы устраивали как обычно через 50-55 минут.

Утренняя облачность над ледниками Куйгука

Тропа была конной и в целом неплохой, но после дождей, да ещё от копыт коней в некоторых местах представляла собой грязевое месиво. Но в основном по ней было хорошо идти, даже и по грязи. По дороге нам всё время встречались туристы, идущие посмотреть на озеро Куйгук. Были и те, кто шёл пешком, и те, кто ехал на лошадях. Среди тех, кто шёл пешком, встретились двое мужчин, которые подсказали, что через Куйгук, а потом и реку Мульту можно будет переправиться без проблем (до этого в том, что переправы будут «без проблем», были некоторые сомнения).

И вот, мы добрались до переправы через реку Куйгук. Было это где-то в районе 13:00 часов. Мостом, соединяющим два берега, служило бревно, которое сверху было ровно подрублено для удобства ходьбы по нему.

Леша навешивает веревку

Мы решили натянуть верёвку в качестве перил для безопасности. Лёша перешёл с веревкой на другую сторону и прикрепил там к дереву. Коля держал верёвку с нашей стороны. Мужчины перетащили все рюкзаки на другую сторону, девушки перешли налегке, держась за верёвку.

Бревно через реку Куйгук

Перейдя через реку, мы сделали обед. Открыли чай с шоколадом, подаренный группой Лёши Мартынова. У Коли подходил к концу запас табака для трубки, он решил попробовать раскурить чай,…запахло горелой травой, но у него всё-таки получилось его раскурить.

Напившись и наевшись вдоволь, мы пошли дальше в сторону реки Мульта. Тропа была уже куда ровнее, видимо по ней больше ходили люди, а не кони. Эта тропа шла с небольшим набором высоты, чтобы сэкономить расстояние до Мультинских озёр. К 16:30  мы пришли к переправе через Мульту. Оттуда мы уже могли видеть Нижнемультинское озеро. Мы решили не переправляться на другую сторону, так как там была турбаза – не хотелось проходить мимо неё.

Итак, группа пошла по левому берегу Нижнемультинского озера. Озеро было тоже бирюзовым. Вода блестела на солнце, а над ней возвышались горы, впереди были видны горы со снежными вершинами. В озеро падал водопад.

Озеро Нижнемультинское

Тропа шла прямо около воды – озеро плескалось прямо по ногами. Но сильно любоваться красотой не приходилось потому, что на тропе было очень много торчащих из земли камней и веток, встречались лужи, бревна, иногда тропа уходила вверх, обходя непроходимые заросли или слишком большие лужи.

Когда Нижнемультинское осталось позади, начался подъём к Среднемультинскому озеру. Мы набрали высоту и свернули с тропы к водопаду надеясь, что к нему есть подход. С нашей стороны подхода не оказалось, но открывался живописный вид на Нижнемультинское озеро.

Дальнейший наш путь пролегал по левому берегу Среднемультинского озера. Ближе к вечеру мы наткнулись на облагороженную стоянку. Здесь были и туалеты и беседка, и даже банька. Кто-то из группы, привлеченные благами цивилизации, пожелали остаться здесь, но разумно было продолжить путь и дойти до следующей стоянки.

Теперь тропа шла вдоль реки Мульта. Река эта текла по относительно ровной местности, и к тому же с гор в долину реки стекали ручьи. Из-за всего этого образовались болота, которые мешали подобраться к реке. Почти всех уже порядком утомил переход. Утомил не только физически, но и морально – все шли на автомате, рискуя запнуться и неудачно упасть. Ведь за этот день мы вернули себе день, потерянный из-за «пограничника» Димы, - то есть мы сделали намеченный двухдневный переход за один день! Группа преодолела около 19 км, и ей требовался хороший отдых.

Все ближе и ближе к Катунскому заповеднику.  Андрей сказал, что кордон прямо перед территорией самого заповедника. Однако мы наткнулись на него почти сразу после 1-й облагороженной стоянки (километров за 5 до заповедника). Леша предъявил пропуск на 2 дня и спросил, не проходили ли через кордон две нижегородские группы туристов (Кирилл так на связь и не выходил) – не проходили.

Уладив всё с пропусками, группами поспешила продолжить путь. Дойдя до 2ой стоянки мы обнаружили, что она слишком мала для двух палаток. Пришлось дойти до 3-й (по большой схеме перед кордоном) стоянки. Там были длинный стол и две скамейки по бокам от него. Только в 21.00 поставили бивуак. Поужинали мы за столом, а вот чай пошли пить в большую палатку, там открыли ещё подарки-награды (это были конфеты, которые так порадовали после утомительного перехода), попели песни и легли спать по палаткам.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (6ой день)

6ой походный день
05.08.12.

Наш день начался рано – где-то в 06:30. Позавтракали, собрались и часов в 08:00, надев каски и вооружившись ледорубами, начали покорение перевала Куйгук (1А). Сначала поднялись по курумнику к площадке перед перевальным взлётом. Потом начали подниматься на перевал по сыпухе. На ней отчетливо виднелась тропа.

Предперевальный взлет

Во время подъема мы увидели туристов на перевале справа.

Препятствие встретило нас почти наверху – тропа уходила в гладкую скалу, на которую мы не рискнули забраться без страховку. Веревку провесить было тоже крайне сложно, поэтому решили взять левее и залезть в другом месте. Группа разделилась по тройкам – Леша, Настя и Коля; Маша, Дина и Андрей. В одном месте пришлось взобраться на камень свободным лазанием – все справились.

Дина, Маша и Андрей взбираются на перевал

Первой на перевал взобралась Настя – у нее дух захватило от открывшегося вида на долину и на ледники по другую сторону. На секунду она почувствовала огромное счастье, но… увидела, что по ногами скалы заканчиваются обрывом. Подоспела вся группа. Мы поняли, что здесь нам не спуститься. Не зря туристов мы видели значительно правее того места, на которое взобрались. Однако они могли без труда спустить по веревке по гладкой скале – подняться же там было намного сложнее.

Пришлось траверсировать вдоль хребта к месту, где можно было спуститься. Жутковато переползать от камня к камню по узкой тропке возле скалистой стенки, помогая себе ледорубом и держась за скальные выступы, боясь потерять равновесие. Справа – практически обрыв с камнями, курумником, сыпухой… Оступиться, мягко говоря, не хотелось.

Опасный переход на перевале Куйгук

На перевал мы забрались где-то около 11:00. Дина была в эйфории, ведь это, как она говорила, самое экстремальное, что она испытывала в своей жизни. Взору открылись и каменистые горы, и ледники, и озеро Куйгук, и долина реки Куйгук.

Леша на фоне озера Акчан

Спуск начался через час. До самого вечера мы преодолевали моренные валы, курумник, березку. Не потерять тропу на таком ландшафте нам помогали туры.

Спуск с перевала Куйгук

Озеро Куйгук, как и Акчан, бирюзовое, разве что в него как будто добавили немного зеленой краски и молока. Вода кажется густой и вязкой, словно кто-то растопил в горной котловине фисташковое мороженное.

Озеро Куйгук

На полуострове мы увидели многочисленных туристов «матрасников», которые пришли или приехали просто посмотреть на  красоту озера. Пока мы не разглядели, что людей там много, мы надеялись, что это группа Кирилла Макарова. Дело в том, что по нашим прикидкам, Кирилл, после того как мы перевалили Куйгук, должен был быть выйти на связь или даже уже встретиться нам на пути. Сеанс связи у них с Лёшей был в 12:00 – 13:00 и в 20:00 – 21:00 каждого походного дня (в это время они держали рации включёнными).

Остановились на стоянку недалеко от обрыва, с которого падал водопад в озерцо, с которого и начиналась река Куйгук. Озерцо перед речкой Куйгук, в отличии от озер Акчан и Куйгук, было абсолютно прозрачным. К месту стоянки мы пришли в 17:00.

Водопад Куйгук

Настя и Леша ушли фотографировать – они не могли упустить возможности запечатлеть такие виды.
Меж тем Коля захотел искупаться в озере. Подняв мутную глину со дна, он дошел до места, где вода была чуть выше колена, но не рискнул зайти дальше. Ноги у него были ледяными. При таких испытаниях от простуды группу спасал разве что чеснок, поедаемый и на обед, и на ужин. И, конечно, хорошее настроение

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (5ый день)

5ый походный день

04.08.12.

Поднялись в 09:00, вышли на маршрут в 11:10 и двинулись снова к озеру Акчан.

Группа в долине реки Акчан

В этот день нам встретился первый невысокий водопад с очень бурным потоком. Водопад этот, издалека, казался ручейком. Когда мы подошли вплотную к нему, он показал нам всю свою мощь и красоту.

Мощный поток

По камням мы подошли к воде и стали фотографироваться.

Сначала группу фотографировал Лёша, потом Андрей. Чтобы охватить и водопад и нас, он спустился внизу водопада. Вода так шумела, что плохо было слышно даже тех, кто рядом находился, не то, что фотографа. Из-за этого произошла забавная ситуация. Когда нас фотографировал Андрей, у него упал чехол от фотоаппарата. Наши крики: «Андрей! У тебя чехол упал!», понимал, видимо, примерно так: «Фотографируй ещё!», этот вывод мы сделали из того, что Андрей долго нас фотографировал, даже когда мы пытались жестами показать, что чехол упал. В конце концов, Андрей понял наш сигнал.

Сфотографировавшись группой, мы вернулись на тропу и пошли дальше.

Только к 15:00 мы, наконец, дошли до озера Акчан и встали там на обед. Рядом с нами с одной стороны было озеро, с другой - огромный камень.

Цвет воды в озере был бирюзовым, она поблёскивала в лучах солнца. Подойдёшь и зачерпнёшь воды в кружку – она прозрачная, чистая, вкусная. Озеро окаймляли скалистые горы, с которых стекало множетсво ручейков и водопадов. А ещё озеро разрезал, покрытый зеленью, полуостров, похожий по силуэту на крокодила.

Островок на озере Акчан

На обед был суп харчо. Из-за обилия паприки, не все смогли доесть его до конца. Супчик был вкусным  (с белым грибом который по пути нашла Настя), но очень уж острым.

После обеда пошёл дождь. Мы спрятались от него под большой камень (там сбоку было небольшое углубление). Вспомнилась сказка про лесных зверей, прятавшихся от дождя под грибом. Чтобы всех подбодрить Коля сыграл на губной гармошке мелодию из «Титаника» в весёлом варианте. Чуть погодя, решили немного подняться по курумнику вверх и поставить палатки. Так решили потому, что там, где мы обедали, места для постановки палатки просто не было – либо болото, либо камни. Идти вверх по мокрым камням не самое приятное занятие конечно, но другого выхода не было.

Итак, как только дождь чуть утих, мужчины поднялись со своими рюкзаками до места стоянки, поставили палатки. Девочки, тем временем, покидали посуду, как попало, в рюкзаки (так как перед дождём мы не успели её сложить). Коля провёл девочек  вверх, как бы ведя экскурсию. «Камни мокрые, идём аккуратно. Посмотрите налево…посмотрите направо… не стесняемся помогать себе руками… Вот и подошёл к концу наш путь. Перед собой вы можете видеть шедевры походной архитектуры – палатки… Рюкзаки складываем в правую палатку, сами проходим в левую» - примерно так говорил Коля во время подъёма.

В палатке мы всей группой поиграли в буру (вшестером в неё веселее играть, чем втроём). Потом выбрались наружу. Надо сказать, что, по закону подлости, дождь почти закончился, как только поставили палатки. Выглянуло солнце, Акчан теперь был как на ладони –  «крокодил» стал ещё более заметным. Солнце осветило вершины гор. Мы смогли полюбоваться видом прекрасную долину реки Акчан, по которой шли. Над ней были совсем тёмные тучи.

Свобода в горах

Взятие перевала пришлось отложить на следующий день. Чуть ближе к нему без рюкзаков по довольно крутому подъёму из камней поднялись на разведку Лёша и Андрей.

А вокруг нас была берёзка и всё те же камни, но место под постановку палаток здесь всё-таки было. В камнях жили многочисленные пищухи. Это небольшие светло-коричневые зверьки размером с морских свинок. Глазки у них кругленькие, черненькие, большие. Ушки тоже круглые.

Пищуха и ее нора

Пищухи сначала боялись надолго выглядывать из своих укрытий, они всё больше пищали, возвещая об опасности, которою, как им казалось, представляли мы. Но чем больше времени проходило, тем пищухи становились смелее. Они всё чаще и чаще вылезали на видные места и подолгу там сидели, а потом вообще стали подбираться к нашим палаткам. Лёша, Андрей и Коля периодически их отпугивали.

Ближе к вечеру мы поужинали, Коля в этот день ужинал с Машей и Андреем, соответственно Дина с Настей и Лёшей. Потом легли спать, решив встать завтра в пять часов.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (4ый день - Дневка)

4ый походный день
03.08.12

Почти целый день шёл дождь. Облака поднимались из низины и цеплялись за окружавшие нас хребты, путались среди них и проливались дождем на нас. Мы ждали момента, когда проглянет солнце. Однако только солнце выходило из-за туч, как прилетал новый поток дождевых облаков. Так мы и сидели то в палатке, то в избушке (которая, как и прежняя, оказалась незапертой).

Палатки и домик

Сперва, мы в избушку не заходили. Постирали кое-какие вещи (все равно все было мокрое), сушили всё на пенках, так как утром было солнышко. Потом повесили вещи сушиться на заборе перед домиком.

А когда пошёл дождик (ближе к полудню) занесли всё в дом. Внутри была кровать, столик, скамеечка и печка, небольшое окошко. Кровать – широкая скамейка с лежащими на ней шкурой и ещё какими-то вещами. Ещё там были чашки, сухарики и некоторые другие не портящиеся продукты. Коля затопил печку. Маша с Диной перекочевали к нему в избушку, поиграли в буру, потом пришли остальные, и все вместе мы пообедали.

Домик с перженниками

Ближе к вечеру мужчины сделали девушкам вкусные, слегка румяные перженики. Перед ужином стали снимать уже высохшие вещи. Маша обнаружила, что ее штормовка прилипла капюшоном к трубе печи, и, естественно, на капюшоне осталась дыра, а на трубе белое пятно от ткани. Коля, исполняя роль завснара, приклеил ей красную заплатку, сказав в шутку, что можно сделать и красный крест (Маша ведь медик группы). Перед сном мы забрали все вещи из палатки, кроме рюкзака Дины, который (так как был без чехла) совсем промок накануне и нуждался в длительной сушке.
В качестве платы за использованные дрова, оставили в избушке рис.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (3ий день)

3-й походный день
02.08.2012.

Подъём в 08:00. В 09:40 группа вышла на маршрут вверх по тропе вдоль реки Акчан к озеру Акчан. Сначала шли почти по прямой, потом начали набирать высоту.
Тут стоит сделать отступление. Ещё с самого утра Андрей (наш штурман) сказал, что до озера нам идти часа 4, Маша и Дина смело помножили это на два. А получилось даже дольше – шли мы  часов 10, но до озера так и не добрались. Алексей (житель избушки, около которой мы встали 1-го числа) сказал, что ели бы мы шли 31-го по запланированному маршруту, то добрались бы до озера часов за 6 (учитывая нашу скорость). Тем не менее, это намного быстрее, чем получилось в реальности. Тогда ещё раз «добрым» словом вспомнился псевдо пограничник Дима из-за которого пришлось сделать приличную петлю.

Итак, подъём становился всё круче. Шли мы среди деревьев, т. е. под ногами почти всё время были корни, шёл дождь. В некоторых местах были крутые подъемы и спуски. Спускаться было особенно тяжело – по грязи и мокрым корням скользят даже треккинговые ботинки – поэтому Настя настоятельно просила не торопиться и не наступать на корни и камни. Пришлось пересечь по камушкам достаточно бурный, но не очень широкий ручей. Тропа то исчезала, то появлялась вновь.

Около 15:00 часов тропа привела нас ближе к речке Акчан, она уходила через речку на другой берег. Андрей и Коля сходили на разведку и обнаружили, что по нашей стороне тоже есть тропа, а так же выяснили, что до озера Акчан идти километров шесть, а не три как считалось ранее. Около того места, где тропа уходила в реку, мы встали на полдник. Солнышко чуть-чуть побаловало нас своим светом и теплом.

После полдника, примерно через полтора часа, оно снова скрылось за облаками, пошёл дождь.
Подниматься по мокрой конной тропе не самое приятное занятие. Тропа разбита копытами, всюду стекают ручейки грязи. Да еще сверху облака не переставали проливаться на наши куртки и укрытые чехлами рюкзаки.  Казалось, что промокли мы насквозь, так же как и рюкзаки (почти так и было на самом деле).

Поднявшись ещё выше, мы нашли избушку, в которой решили пообедать. Дверь не была закрыта, ее подпирала только палка снаружи. Было очень приятно посидеть в сухом небольшом домике. Внутри домика были две широкие скамьи, одна из них, видимо использовалась как кровать (на ней лежал матрас, который мы свернули, чтобы не намочить). Там были так же столик и печка. После обеда мы убрались, оставили все так, как было до нас.

В этот день нам посчастливилось увидеть алтайских зверей. Настя увидела кого-то небольшого серого и быстро бегающего. А Маша, буквально столкнулась взглядом с медведем, когда группа вышла из леса и подошла к реке. Медведь пил воду на противоположном берегу. Он не осчастливил нас своим долгим присутствием. Как только он нас заметил, сразу дал дёру. Маша сперва подумала, что ей привиделся этот зверь, но Дина тоже его видела, правда только спину.
Вечером (около 20:00), промокнув до нитки, мы с радостью поставили палатки около ещё одной маленькой избушки пастуха или охотника (хозяина в ней не было).

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (2ой день)

2-й походный день
01.08.2012

Утро началось не очень-то радостно (встали мы в 08:00). Мало того, что воды хватило только на чай, так нас ещё навестил «пограничник» Дима. Он, положив перед собой ружье, выспросил кто мы, откуда и куда путь держим. Не известно, что у него было на тропе, по которой мы собирались идти, но он настоятельно попросил нас туда не ходить. Сначала говорил, что там круто, потом, что там змеи, а потом сказал, что он пограничник и если мы пойдём туда, куда хотим, он вызовет вертолёт. Попытались поспорить, но не вышло. В итоге отдали ему шоколадку за мешок картошки (не добровольно, как вы можете догадаться), а Коле пришлось отсыпать драгоценного табаку за сомнительные сигареты. Вот такое гостеприимство! «Пограничник» сел на лошадь, группа вышла следом в 10:00. Из-за Димы пришлось «слегка» изменить направление. И мы потеряли целый день пути, потому что пришлось сделать крюк, чтобы вернуться на машрут.

IMGP5513

Спустились через заросли березки в лес. Поваленные деревья, камни, ямы, мох – спускаться к реке было несладко. «Брёвна, ветки, камни» - то и дело кричали мы. Воды не было с самого утра, поэтому разговоры часто заходили о ней.
Около 15:00 часов мы отчётливо услышали воду, которая текла где-то внизу, и побежали к ней. Кто хотел напиться, кто наесться, а кто просто отдохнуть. Кусты стали выше, их стало больше, также как и ям, и камней. Но теперь они преодолевались гораздо быстрее. И, наконец, бурная река и долгожданный обед.

Уставший Коля

Отдохнув, группа двинулась дальше, чтобы вернуться на изначальный маршрут. Пришлось пройти небольшой участок курумника. Дина справилась с препятствием, хотя шла по камням первый раз. Все благополучно спустились и прошли по тропе вниз, после чего встали лагерем около избушки на левом берегу реки Акчан. Именно вдоль нее мы должны были на следующий день подняться к озеру Акчан, чтобы вернуться на маршрут.

Коля и Лёша пошли говорить с жителем избушки (Алексеем, у которого были лошадь и лающая собака). Они выяснили, что в нужном нам направлении идёт тропа, прямо до озера Акчан. Лёша с Колей рассказали ему о встрече с «пограничником». По этому  поводу он сказал им, что Дима, как мы и догадывались, вряд ли мог быть пограничником. Как оказалось, пограничники не ходят по одному, а минимум впятером, или вообще летают на вертолете.
На ночёвку группа встала в 20:00 неподалёку от избушки. После ужина с вареньем из смородины, росшей прямо около палаток, мы легли спать.  В одной из палаток спать явно не хотели. Дина, невзначай, предупредила всех, что по палатке ползают муравьи. Потом она думала «Эх, зачем я это сделала!». Потому, что Коля и Андрей развернули длинную дискуссию на тему «что станет с муравьём, который заползёт Коле в нос и вылетит оттуда, когда Коля чихнет?». Обсуждались скорость, кинетическая, потенциальная энергии и других понятия школьной физики. Потом разговор зашёл об энергии кирпича летящего вниз, о высоте, падая с которой гвоздь сможет продырявить палатку. Настя с Лёшей тоже периодически подключались к разговору из соседней палатки.

akorikova | Открыть

Пеший поход на Алтай (1ый день)

1-й походный день
31.07.12

Встали мы в этот день в 09:00, вышли в 10:51. В первый же день маршрута мы покорили 2 перевала – Пологий (нк) и Конный (нк). К слову, Пологий оказался совсем не пологим.  Мы начали свой подъём сначала на гладкий лог. Привалы в походе у нас обычно были через 40-50 мин на 5-10 мин в зависимости от сложности перехода. В 11:42 стали резко подниматься вверх, потому что Андрей немного отклонился от курса и завёл нас чуть выше, чем требовалось. Однако Настя вывела нас на нужную тропу сквозь кустарники шиповника.

Группа

Дальше началось самое интересное –набрав предварительно воды в ручье (чтобы пообедать и пополдничать), мы начали подъем на перевал Пологий. Андрей подбадривал словами «ещё чуть-чуть, ещё немного», однако мы быстро перестали этому верить. Взбираясь вверх, группа периодически останавливалась отдохнуть и полюбоваться прекрасными видами, всё больше открывавшимися нам: горы, покрытые сине-зелеными лесами, на фоне голубого неба, залитого солнечным светом.

Синие дали

Подниматься было тяжело – особенно для новичков. Настя заряжалась энергией от щавеля, поедая его на пятиминутных стоянках (витамин С все-таки) и шла первой. Остальная группа растянулась – каждый шел в своем темпе.

Подьем на перевал Пологий

После обеда мы увидели стадо лошадей, которые паслись почти на перевале. У Насти будто крылья выросли, она рванула вверх еще быстрее, чтобы сфотографировать красивых лошадей с жеребятами. Домашние животные там словно дикие – пасутся одни, где хотят. С сочной алтайской травы лошади пышут здоровьем, силой и красотой, их шерсть и гривы переливаются яркими цветами на солнце.

Лошади на подъеме на перевал Пологий

Небольшое усилие – и мы наконец-то на Пологом, где съели полдник. Коля нашел кедровую шишку и стал щелкать орешки. Настя последовала его примеру. Также мы набрали жимолости на варенье к ужину, после чего направились в сторону Конного перевала.  От него нас отделяла огромная поляна с еще одним стадом лошадей и зеленые склоны гор.

Группа немного спустилась, и снова начала подъём, но уже более пологий, чем был в начале дня. Во время подъёма, мы прошли сначала мимо высокого одинокого дерева, а затем мимо ручейка. Решили в нем воду не набирать потому что, во-первых, у нас была с собой вода, а во-вторых, подумали, что дальше ещё будут ручьи (очень зря).

По дороге к перевалу Конный

Уже в сумерках, мы забрались на Конный (21:00). С обеих сторон открывался шикарный вид. С той высоты, на которую мы забрались (а это 2100 м), мы могли видеть синие хребты гор, уходящие в горизонт.

Трое на перевале

С одной стороны закат окрасил небо в красно-желто-оранжевые тона, с другой – полная луна освещала темно-синее небо. Лучи заходящего солнца пробивались через облака, создавая неповторимый горный пейзаж.

После захода солнца только луна освещала палатки и горы мягким светом. Мы полюбовались звездным небом.

Приготовили ужин. К чаю Леша и Коля сделали варенье из жимолости – получилось вкусно. Вдохновленные красотами первого дня мы попели песни под гитару и легли спать.

Варенье из жимолости

В эту ночь почти всем не спалось – сказался резкий набор высоты. Нехватка воздуха, духота выгнали Андрея и Настю из палатки. Дина и Маша также плохо спали. Однако постепенно всем стало лучше, и группа заснула крепким сном.

Начало. Заброска в горы.

Наша группа - это 6 человек из Нижегородского Горного Клуба:

• руководитель, фотограф userinfo.gif?v=17080?v=112.2Алексея Ревы
  • заместитель руководителя, финансист, фотограф - это я
  • штурман userinfo.gif?v=17080?v=112.2Андрей Хрулев
  • начпрод (отвечает за еду в походе), хронометрист userinfo.gif?v=17080?v=112.2Дина Турилова
  • завснар (отвечает за снаряжение), реммастер (ремонт снаряжения) - Николай Целиков
  • медик userinfo.gif?v=17080?v=112.2Мария Шепелева, которая также написала отчет о походе
В августе 2012 года по побывали в горах Алтая. В наше путешествие мы отправились вместе с группами Саши Рахманова и userinfo.gif?v=17080?v=112.2Кирилла Макарова. В горах мы с ними разделились. Каждая группа пошла своим маршрутом и увидела свой неповторимый Алтай.

Казалось бы, всего 12 ходовых дней, но увидели мы так много! Каждая минута, проведённая там – это соседство с могучими горами, густыми лесами,  быстрыми реками, прекрасными озёрами. Мы радовались той красоте, которую видели, свежести горного воздуха, чистоте горной воды, преодолевали все сложности походной жизни. Перед нами предстал дикий Алтай – опасный, но такой прекрасный.   Такое путешествие мы не забудем никогда, и, быть может, еще вернемся в эту удивительную горную страну!

И вот снова в пути…
К своей цели мы добирались за 3 дня с 27 августа по 30 августа. Сначала ехали на поезде от Нижнего Новгорода до Новосибирска, потом от Новосибирска до Барнаула (в общем вагоне поезда).

Коля поет

Дорога тянется бесконечно, каждый занимает себя чем может: играет на гитаре, губной гармошке, поёт, играет в карты, контакт. Временами отвлекаемся от игр и кушаем, читаем или просто общаемся. К вечеру (в поезде Нижний Новгород – Новосибирск) все три группы собрались в одном купе (дело в том, что группа Кирилла Макарова до Новосибирска ехала в другом вагоне) играть в мафию. Таким образом, поговорка «в тесноте, да не в обиде» была как раз про нас.
Утро начинается лениво и у всех по-разному. Кто-то встаёт рано-рано, а другие ловят момент и стараются выспаться ещё в поезде, ведь потом такой возможности нам долго не представится.

О сообществе
Пеший поход группы туристов на Алтае в районе Катунского хребта. Советы по самостоятельной организации похода в горы. Подробный отчет с фотографиями.